Портал в режимі тестування та наповнення
  • A-
    A+
  • Людям із порушенням зору
  • Українською
Глава СБУ: Предотвращение теругроз во время подготовки и проведения Евро-2012 в Украине – одна из главных задач спецслужбы
Опубліковано 26 березня 2012 року о 15:14

Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" главы Службы безопасности Украины Игоря Калинина

Вопрос: Следует ли ожидать изменений в работе Службы, в подходах и принципиальных вопросах в связи с Вашим приходом на должность главы СБУ? Учитывая то, что ведомство давно не возглавляли кадровые офицеры с большим опытом работы в этой сфере, можно ли говорить о том, что акценты будут несколько смещены? Будут ли продолжаться кадровые ротации?

Ответ: Все задачи, которые стоят перед СБУ, выполняются. Структура работает, по моему мнению, качественно. В принципиальных вопросах не может быть изменений, поскольку работа СБУ осуществляется в строгом соответствии с Конституцией Украины и другими законодательными актами. Мы руководствуемся законами: "О Службе безопасности", "Об оперативно-разыскной деятельности", "О контрразведывательной деятельности" и "О борьбе с терроризмом". Поэтому каких-либо принципиальных изменений по основным направлениям и задачам служба, естественно, не претерпит.

Что касается кадровых ротаций, то они происходят и будут происходить. Но во главе угла - высокий профессионализм руководителей и сотрудников.

Если говорить коротко, то это оптимальная расстановка руководящего и оперативного состава с максимальной эффективностью для решаемых службой задач.

Вопрос: Кадровые перестановки будут касаться руководства среднего звена?

Ответ: Для того, чтобы понять необходимость кадровых перестановок, мы провели кадровый аудит, сейчас эта работа завершается. На основании аудита будут сделаны дальнейшие назначения и переназначения. И опять-таки, мы руководствуемся принципами профессионализма.

Вопрос: То есть следует ожидать еще каких-то кадровых перестановок в высшем руководстве?

Ответ: У нас уже произошли определенные назначения. Президент Украины одобрил предложенные кандидатуры и подписал указы. Но в руководстве Службы есть еще несколько вакантных должностей, на которые будут назначены достойные люди.

Вопрос: Актуален ли сейчас вопрос реформирования СБУ? Каковы задачи и роль СБУ в современном обществе? Что необходимо сделать безотлагательно в контексте масштабных реформаторских подвижек в государстве?

Ответ: Обновление структуры, определение направлений деятельности спецслужбы – это всегда актуально. Мы работаем в этом направлении и будем продолжать работать. Но этот процесс не должен быть консервативным. Это может порождать косность. А косность в нашей работе недопустима, ведь мы работаем с людьми: с гражданами Украины, с иностранцами, лицами без гражданства. Это живые люди. Поэтому здесь консервативные подходы ни в коем случае не приветствуются.

Любая структура - это живой организм: он требует роста и развития. Те формы и методы, которые становятся недостаточно актуальными, требуют изменений.

Но неизменным (независимо от изменений в обществе, каких-либо глобальных процессов), по моему убеждению, должно быть только одно - защита нашего государства от внешних и внутренних угроз. Наша структура должна быть адаптирована к решению этих задач. Это – основа реформирования.

Но реформирование - это не сиюминутный процесс, он требует глубокого понимания, требует команды единомышленников, учета национального, европейского и международного опыта.

При этом реформирование службы должно осуществляться в контексте реформы всей правоохранительной системы государства.

В настоящее время активно продолжается работа над новой редакцией закона о СБУ, задействован большой институт наших сотрудников: это юридические и основные оперативные подразделения. Изменения, которые будут внесены, скорее всего, коснутся контрразведывательного обеспечения экономической безопасности нашего государства, борьбы с коррупцией и организованной преступностью и др. Мы постараемся, чтобы наши предложения к новому законопроекту были максимально эффективными и принесли пользу обществу.

Вопрос: 25 марта исполняется 20 лет со дня создания СБУ. С каким "багажом" спецслужба пришла к своему юбилею, справляется ли в должной мере с возложенными на нее задачами?

Ответ: За эти два десятилетия мы пережили достаточно много сложных объективных и субъективных моментов. Согласитесь, что работать в условиях становления молодого независимого государства – испытание службы на профпригодность. По моему мнению и по оценке главы государства, результаты работы показывают, что мы сдаем этот экзамен.

Суммарный экономический эффект правоприменительной деятельности СБУ в сфере защиты экономики государства за эти 20 лет превысил 13 млрд грн, государству возвращено более 20 тысяч предметов исторической и культурной ценности, из незаконного оборота изъято более 22 тонн наркотических веществ, 400 единиц огнестрельного оружия, 350 кг взрывчатки.

То есть эти 20 лет не прошли впустую: успешно расследованы дела по государственной измене, шпионажу, террористическим актам, - к различным срокам лишения свободы приговорено 29 человек.

Это говорит о том, что эти особо опасные преступления, к сожалению, еще совершаются на территории нашего государства. Они ставят перед нами задачу не только борьбы, но и профилактики. Мы являемся не столько карающим органом, сколько превентивным, обязаны предотвращать преступление, лучше всего еще на стадии его подготовки.

Потому СБУ сориентирована на работу со всеми гражданами Украины. Ведь информацию мы получаем в абсолютном большинстве от граждан. И мы должны поднимать уровень доверия среди населения, иначе не сможем работать.

Вопрос: Назовите основные угрозы национальной безопасности, которые определяют приоритеты деятельности СБУ

Ответ: Количество реальных и потенциальных явлений и факторов, представляющих угрозу жизненно важным национальным интересам Украины, не уменьшается.

Кроме тех вызовов, о которых я уже упомянул, не теряют актуальности разведовательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб, посягательство на государственный суверенитет и территориальную целостность, предпосылки к распространению терроризма.

Безотлагательного реагирования требуют угрозы тенизации экономики и монополизации стратегических отраслей иностранным капиталом для создания механизма влияния на внутренние процессы в Украине. Также необходимо противостоять неэффективному управлению имущественными правами государства, организации контрабандно-коррупционных схем и легализации доходов, полученных преступным путем.

Еще одна важная зона ответственности СБУ - угрозы транснационального масштаба, в первую очередь это международный наркотрафик, торговля людьми, продажа радиоактивных и прочих опасных веществ, которые могут быть использованы в террористических целях, нарушение международных режимов нераспространения оружия массового поражения и средства доставки такого оружия.

Если говорить о новейших преступлениях, которые стали достаточно актуальны и глобальны в рамках национальной безопасности, - это киберпреступность. Недопущение и нейтрализация этих и других противоправных действий является основной задачей СБУ.

Вопрос: Руководитель Главного управления по вопросам судоустройства администрации президента Андрей Портнов заявил, что новый Уголовно-процессуальный кодекс сократит полномочия Службы, а именно – экономические и служебные преступления предполагается вывести из подследственности СБУ. Останутся ли за СБУ функции выявления и раскрытия такого рода преступлений?

Ответ: В независимости от того, как законодатель определит подследственность, СБУ в соответствии с законом будет продолжать выполнять задачи по соответствующим направлениям. Если противоправные действия непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам государства, то согласно ст. 2 закона "О СБУ", предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие соответствующих опасных и особо опасных преступлений относится к нашей компетенции.

Другими словами: если в ходе оперативно-разыскной или контрразведывательной деятельности мы будем выявлять правонарушения, связанные с экономикой, коррупцией, мы будем в обязательном порядке их документировать. Если расследование уголовных дел по указанным статьям будет относиться к компетенции другого правоохранительного органа, то, соответственно, будем эти материалы передавать по подследственности, к примеру, в МВД, и милиция, согласно новому УПК, будет продолжать работать над этими материалами.

Вопрос: Как, по Вашему мнению, повлиял вступивший в силу в январе этого года закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной и служебной деятельности" на результативность борьбы с "товарной контрабандой"?

Ответ: После того, как на законодательном уровне с СБУ была снята задача противодействовать так называемой товарной контрабанде, наши усилия активизировались на борьбе с классической контрабандой – незаконном перемещении через таможенную границу Украины культурных ценностей, ядовитых, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов. Особое внимание уделяется пресечению контрабанды специальных средств негласного получения информации, использование которых является грубейшим нарушением конституционных прав наших граждан.

Мы сконцентрировали силы и средства, которые были рассредоточены. Можно сказать, что состоялась специализация правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с контрабандой. Это позволило нам сосредоточить усилия на самом опасном сегменте контрабандной деятельности.

Если говорить о результатах, то в январе-феврале этого года возбуждено 18 уголовных дел по ст. 201 Уголовного кодекса Украины (контрабанда). В прошлом году таких преступлений было выявлено всего 2. Вот эффективность введения этой специализации.

В компетенции СБУ остались также функции выявления и противодействия коррупционным проявлениям и взяточничеству в таможенных органах. За два месяца этого года по материалам спецподразделений СБУ прокуратура возбудила 8 уголовных дел по фактам совершения служебных преступлений сотрудниками Государственной таможенной службы. Так что эффективность есть однозначно.

Вопрос: О чем свидетельствует расширение Верховной Радой Украины полномочий СБУ в части передачи подследственности статьи о "массовых беспорядках"? Не означает ли это, что милиция справлялась с этой задачей на ненадлежащем уровне? Роль сотрудников милиции теперь сведется к выполнению распоряжений и приказов?

Ответ: Нет, ни в коем случае это не свидетельствует о том, что милиция не справлялась с этой задачей. Только на первый взгляд может показаться, что это преференция исключительно МВД. На самом деле это не так. Это опасное социальное явление, особенно когда планируется, а не возникает стихийно.

Возникающие стихийно массовые беспорядки в связи с недовольством экономического характера, когда бьются витрины, окна, - это социальный момент… Но здесь мы смотрим глубже.

Передача в подследственность СБУ ст. 294 УК Украины обусловлена тем, что массовые беспорядки могут быть использованы для нарушения нормального функционирования государства в целом, либо отдельно взятого региона.

Мы обязаны выявлять факты подготовки и организации проведения массовых беспорядков на ранней стадии, реагировать на такие проявления, проводить профилактические мероприятия совместно с другими правоохранительными органами.

Если это уже свершилось, тогда МВД вступает в работу. Никто лучше, чем милиция, не отработает мероприятия по охране общественного порядка. У них для этого есть все возможности, силы и средства.

По локализации любых форм противоправной деятельности, связанных с массовым привлечением населения, конечно же, отрабатывается совместный план оперативных, административных, следственных и других мероприятий.

У каждого правоохранительного ведомства для таких случаев есть своя зона ответственности, и штаб под общим руководством координирует действия всех силовых структур по локализации данного правонарушения в рамках закона.

В целом же, я считаю, что возвращение данной статьи СБУ позволит сосредоточиться нам на своих аспектах деятельности, а МВД – на их участке работы.

Вопрос: Создание Департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности изменит кардинально работу в сфере защиты информации или же суть деятельности не поменяется и это следует воспринимать как стандартное изменение организационной структуры ведомства?

Ответ: Я уже говорил, что на сегодняшний день киберпреступность приобретает все более активный характер, и не только в Украине, - это проблема всего мирового сообщества. Поэтому создание Департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности – это адекватная реакция на угрозы, которые возникают в мире вследствие стремительного развития информационных технологий. Глобализация и проникновение их во все сферы жизни государства и общества обуславливают переход противоправной деятельности в виртуальное пространство.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что ущерб, который наносит киберпреступность, сегодня значительно выше ущерба от традиционных видов преступлений. Именно поэтому транснациональная киберпреступность отнесена ООН к категории наиболее опасных разновидностей преступной деятельности наряду с торговлей наркотиками, оружием, людьми и т. д.

Количество противоправных посягательств на информационные ресурсы государства возрастает. Учитывая ежедневное увеличение объемов информации, обрабатываемой государственными структурами, нам необходимо защищать ее от противозаконных действий. В рамках реализации задач по борьбе с компьютерными преступлениями СБУ за 2010-2011 гг. возбудила более 120 уголовных дел.

Несанкционированное вмешательство в работу автоматизированных систем управления в промышленности, в энергетике, на транспорте, в жилищно-коммунальной сфере может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, блокированию работы или разрушению объектов жизнеобеспечения.

Соответственно, все это диктовало необходимость создания данного департамента. Это соответствует мировой практике. Подобные подразделения уже созданы и успешно работают в силовых ведомствах США, Великобритании, Германии, России, Китая и ряда других стран.

Более того, СБУ в 2011 году предложила президенту Украины создать общегосударственную систему противодействия киберугрозам, частью которой может стать этот департамент. Борьбой с киберпреступностью занимается и МВД, и Служба внешней разведки, и Госслужба спецсвязи и защиты информации – это общегосударственная программа.

Вопрос: Соответствует ли материально-техническое обеспечение СБУ сегодняшним киберугрозам? Может ли спецслужба противопоставить преступникам более мощные разработки, чтобы предотвращать подобного рода преступления?

Ответ: Позитив уже в том, что решение о создании такого департамента принято и одобрено президентом и парламентом. Естественно, бюджетное финансирование на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Над этим вопросом мы работаем, и он находится на контроле у главы государства.

Работа в плане технического обеспечения достаточно затратная, и мы это прекрасно понимаем. Бороться с киберпреступностью можно только имея современное оборудование, а предотвращать ее мы сумеем, если будем обеспечены новейшей техникой.

К примеру, у нас есть великолепные программисты, криптоаналитики, которые готовы реализовывать идеи, у них огромное количество замыслов в голове, но нет инструмента для этой реализации, нет мощных современных средств…

Я думаю, что в ближайшее время, учитывая проведение в Украине Евро-2012, наши предложения по финансированию будут поддержаны.

Вопрос: Как СБУ в рамках своей компетенции готовится к проведению финала чемпионата Евро-2012? За какие аспекты безопасности будет отвечать спецслужба? Будет ли это только работа по выявлению возможных террористических угроз?

Ответ: Предотвращение террористических угроз, защита объектов Евро-2012, гостей и участников подготовки и проведения финальной части Евро-2012 – сегодня одна из главных задач СБУ.

К этому мероприятию мы готовимся серьезно и основательно. На сегодняшний день задействованы почти все подразделения и региональные органы службы. Во исполнение указа президента Украины при Антитеррористическом центре создан и успешно действует Международный штаб безопасности для координации действий с иностранными правоохранительными органами и спецслужбами. В экспертную группу штаба вошли представители 34 спецслужб из 19 стран мира. Это, в основном, специалисты по антитеррору и аналитике.

Большое значение уделяется мероприятиям по обеспечению безопасности первых лиц государств и представителей иностранных организаций, которые приедут в Украину в качестве болельщиков. Если существует замысел террористического нападения на одного из лидеров иностранного государства, конечно же, преступники заинтересованы осуществить этот замысел на территории другого государства. Это показывает международная практика анализа террористических угроз.

Мы работаем над тем, чтобы не допустить приезда в Украину под видом болельщиков тех, у кого есть противоправные намерения – обеспечение наркотрафика, организация каналов нелегальной миграции. Нельзя допустить в нашу страну и представителей террористических, экстремистских группировок.

На сегодняшний день интенсивно проводятся подготовительные и тренировочные мероприятия. Только в прошлом году в Службе безопасности Украины проведено 33 учения на объектах Евро-2012. Это стадионы, международные аэропорты, спортивные комплексы, отели.

Наиболее масштабными были международные тактико-специальные учения совместно со штабом АТЦ СНГ и представителями европейских структур - "Донбасс-Антитеррор-2011".

В этих учениях, кроме Службы безопасности, принимали участие представители МВД, Управления Госохраны, Министерства чрезвычайных ситуаций, Интерпола. То есть это были комплексные тактико-специальные учения с хорошим, богатым замыслом. Мы планировали их достаточно долго, согласовывали и провели на базе "Донбасс-Арены".

Подобные учения будут проводиться вплоть до начала чемпионата.

Могу заверить, что СБУ в рамках своей компетенции выполнит все возложенные на нее задачи по обеспечению безопасности на Евро-2012.

Вопрос: Какова будет роль СБУ в ходе предвыборной кампании в Украине? Предполагается ли координация действий всех силовых структур на парламентских выборах?

Ответ: Один из основных правовых ориентиров нашей работы – это закон "О Службе безопасности Украины". Он гласит, что деятельность СБУ основывается на законности, внепартийности и ответственности перед народом Украины. Следовательно, роль СБУ в предвыборной кампании может быть только одна – правоохранительная. Вместе с другими силовыми ведомствами мы будем обеспечивать безопасность и стабильность в стране для проведения выборов в условиях, необходимых для свободного волеизъявления наших граждан.

СБУ будет жестко реагировать на деструктивные проявления, такие как пропаганда идей изменений территориальной целостности государства; призывы к насильственной смене или свержению конституционного строя, к захвату государственной власти, разжигание межэтнической и религиозной вражды. Особое внимание будет уделяться защите государственных информационных ресурсов.

Вместе с другими правоохранительными органами СБУ сделает все возможное, чтобы защитить конституционные права и свободы граждан, которые придут голосовать.

Вопрос: Экс-премьер Юлия Тимошенко и ее защита должны ознакомиться с материалами "дела ЕЭСУ" до 28 марта, как определил суд. Означает ли это, что уже в апреле данное дело будет рассматриваться в суде? Как Вы считаете, заседания будут проходить в Харькове? Собрано ли следствием достаточно фактов, подтверждающих ее вину?

Ответ: Следственное управление СБУ непрерывно ведет работу, и на сегодняшний день собрано достаточно доказательств, чтобы совершать дальнейшие процессуальные действия. После ознакомления Юлии Тимошенко и ее защитников с материалами дела в установленный судом срок (до 28 марта 2012 года – ИФ) уголовное дело с обвинительным заключением будет направлено в прокуратуру Харьковской области. После этого прокурор при наличии оснований будет решать вопрос о направлении дела в суд для рассмотрения по существу.

Решение о том, какой суд будет рассматривать "дело ЕЭСУ", не находится в компетенции СБУ.

Вопрос: Имеет ли перспективу уголовное преследование майора Николая Мельниченко с учетом того, что Израиль не соглашается на его экстрадицию? Проводятся ли сейчас следственные действия? Если да, то какие? Или расследование приостановлено?

Ответ: Напомню, что в сентябре прошлого года бывший сотрудник Управления Госохраны Николай Мельниченко был объявлен в розыск. Он обвиняется в разглашении государственной тайны, подделке документов и превышении служебных полномочий. Шевченковский районный суд Киева вынес постановление об избрании ему меры пресечения в виде ареста.

В связи с неустановленным местом нахождения обвиняемого в данное время досудебное следствие в деле приостановлено, как это и предусмотрено УПК. После задержания и выдачи Мельниченко правоохранительными органами иностранных государств, где он может скрываться, следствие будет возобновлено.

Вопрос: То есть, юридически место его нахождения не установлено?

Ответ: Да.

Вопрос: Генпрокуратура официально заявляла, что Мельниченко находится в Израиле, но эта страна не соглашается на его экстрадицию…

Ответ: Дело в том, что у Украины с Израилем нет двухстороннего соглашения об экстрадиции. Виза в Израиль выдается максимум на три месяца. С момента, когда Мельниченко был объявлен в розыск, прошло уже больше времени. Поэтому он мог выехать из Израиля в другую страну, а потом снова вернуться.

Вопрос: Подтвердилась ли информация о том, что академик Владимир Стрелко шпионил в пользу США? Чем завершилась проверка и возбуждено ли уголовное дело? Информацию какого характера ученый сообщал Америке?

Ответ: У нас нет оснований подозревать ни Стрелко, ни сотрудников Института сорбции и проблем эндоэкологии в проведении какой-либо шпионской деятельности. Мы просто проверяли информацию.

Ситуация была следующая: ученый, академик, руководитель института по частной программе, находясь в отпуске, с семьей выезжает на территорию США. После этого он просит своего заместителя прислать по электронной почте исследования, которые проводил институт в течение нескольких лет за счет бюджета Украины, то есть, за наши с вами деньги.

Как на это следовало реагировать Службе безопасности? Мы сделали все, чтобы информация не ушла за пределы Украины, потому что это – разработки государственного института, выполненные за государственные деньги. Они, соответственно, являются собственностью государства.

Прошу обратить внимание: эта информация передавалась не в рамках международных конференций или симпозиумов, а в частном порядке. Кстати, НАН также проводит проверку деятельности руководства института.

СБУ свою работу сделала – утечка информации не допущена. Что с этой информацией планировал делать Стрелко – это уже будет выяснять в рамках служебной проверки Академия наук. Тем более, Стрелко уже вернулся в Украину.

Вопрос: Правомерно ли поступил следователь СБУ, вызвав на допрос членов ученого совета Института социологии в качестве свидетелей по делу о расхищении госсредств? Почему, по Вашему мнению, этот допрос вызвал такой общественный резонанс?

Ответ: Ситуация банальная. Подобных дел в производстве каждого следователя достаточно много. И здесь нужно понимать, что для следователя все равны – будь-то социолог или рабочий завода. Это уголовное дело касается нецелевого использования около 1 млн грн бюджетных средств. Хочу уточнить, что расследование не касается непосредственно Института социологии. Просто некая госструктура заказала социсследования, которые должны были согласовываться с ученым советом Института социологии. Выяснилось, что такого согласования не было, поэтому следователь и вызывал ученых на допрос, в качестве свидетелей, чтобы узнать, ставили ли они подписи под документами, и обсуждалось ли это на ученом совете. Вот и все. Поэтому я несколько был удивлен, когда ведущий ученый института Евгений Головаха попытался перевести все это в политическую плоскость. Мне было непонятно – для чего это было сделано. Скорее всего, это было на эмоциях. А политики здесь никакой нет.

Конечно, президент Украины был совершенно прав, когда указал, что следователь не должен был действовать по шаблону. Мы учтем это на будущее. Мы тоже учимся, в том числе на своих ошибках.

Кстати, в конце апреля в Киеве пройдет международная конференция, которая называется "Защита демократических ценностей и соблюдение прав человека в деятельности спецслужб". Это уже пятая конференция, организовывает ее Служба безопасности Украины совместно с Центром информации НАТО и Женевским центром демократического контроля над вооруженными силами. Конференция пройдет на базе Киевского национального университета им. Т.Шевченко. Кроме экспертов в ней примут участие студенты этого университета, Харьковской академии им. Ярослава Мудрого, Академии СБУ. Это будущие юристы, следователи, оперативные сотрудники. В рамках Конференции проходит конкурс на лучшие студенческие работы по этой тематике. Мы видим, что молодое поколение рассматривает безопасность государства, права и свободы человека, демократические ценности общества как равнозначные категории. И это очень важно, поскольку любые изменения в государстве не возможны без изменения в сознании каждого человека.

Вопрос: Еще об одном ученом, которого СБУ задержала за получение крупной взятки…

Ответ: За вымогательство взятки в размере $11 млн задержан человек с огромным научным опытом и серьезным именем в науке. К академику обратились некие предприниматели с просьбой сдать в длительную аренду одно из помещений Института педагогики в центре столицы. Задержали его, как говорится, "на горячем", при получении первого "транша" в $350 тыс.

Кстати, академик 1937 года рождения. Речь не идет о том, что СБУ целенаправленно ищет преступников среди научных работников… Нет этого и не может быть. К сожалению, взятки берут вне зависимости от возраста и профессии.

СБУ,

Outdated Browser
Для комфортної роботи в Мережі потрібен сучасний браузер. Тут можна знайти останні версії.
Outdated Browser
Цей сайт призначений для комп'ютерів, але
ви можете вільно користуватися ним.
67.15%
людей використовує
цей браузер
Google Chrome
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
9.6%
людей використовує
цей браузер
Mozilla Firefox
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux
4.5%
людей використовує
цей браузер
Microsoft Edge
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
3.15%
людей використовує
цей браузер
Доступно для
  • Windows
  • Mac OS
  • Linux