Україна - НАТО

, Київ 22:15

НАТО не може надати Україні зброю, – Іванна Климпуш-Цинцадзе

08 липня 2016, 17:17

Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе рассказала Фокусу о последствиях Brexit для Украины, безвизовом режиме с ЕС и варшавском саммите НАТО, который открылся 8 июля.

Среди всех вице-премьеров, которые занимались вопросами евроинтеграции Украины, Иванне Климпуш-Цинцадзе, пожалуй, работается тяжелее всего. Евросоюз переживает крупнейший с момента своего создания кризис: за выход из ЕС проголосовали британцы, а в других странах Евросоюза всё громче звучат голоса евроскептиков. На фоне внутренних проблем ЕС Украине вообще бы не потеряться на международной арене. Впрочем, Климпуш-Цинцадзе заверяет, что евроинтеграция пока идёт по плану.

Как результаты Brexit повлияют на евроинтеграцию Украины?

— Очевидно, что эти результаты — следствие кризиса, который выходит за рамки самого ЕС и даёт отличные шансы различным евроскептикам и популистам. Если посмотреть социологическую разбивку тех, кто голосовал, то мы увидим, что старшее поколение фактически сделало выбор за молодых, которые в небольшом количестве пришли на участки. Тем не менее мы с уважением относимся к выбору, который сделали граждане Великобритании. Украина и дальше будет с той же интенсивностью развивать свои отношения с Соединённым Королевством независимо от того, будет Британия членом ЕС или нет. Для самой Украины даже не может идти речь о каком-то корректировании курса на европейскую интеграцию. Мы продолжим менять свою страну в соответствии с европейскими принципами, от которых та же Великобритания не отказалась и не откажется.

Разве итоги Brexit — это не кризис этих принципов и практик?

— Открытостью европейской демократии воспользовались популисты. Европа была не готова к их провокациям и манипуляциям, к откровенной спекуляции на острых темах, таких как миграция и борьба с терроризмом, не готова к тому, что евроскептики будут дезориентировать население ЕС. Конечно, результаты референдума очень обрадовали всех, кто заинтересован в ослаблении ЕС и в том, чтобы Евросоюз был сосредоточен лишь на своих внутренних проблемах.

Стоит ли ожидать улучшения отношений между Великобританией и РФ, учитывая усиление позиций пророссийских британских популистов?

— Великобритания всегда имела чёткую, взвешенную внешнеполитическую позицию, базировавшуюся прежде всего на объективном понимании реальности и на очень серьёзных ценностных основах, дававших ей возможность, например, быть среди тех стран, которые настаивали и настаивают на продлении санкций против РФ. Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы Великобритания меняла свою внешнеполитическую позицию, в том числе и касательно изменения отношений с РФ. Сейчас руководство страны после референдума о выходе из ЕС сосредоточено на том, как сохранить единство государства (Шотландия и Северная Ирландия высказались за членство в Евросоюзе), как сформировать своё дальнейшее взаимодействие с ЕС, полноценным членом которого Британия на данный момент остаётся. Кроме того, в Великобритании слаженно работают государственные институты, там существует институционная память, решения соответствуют принятым стратегическим документам. И, несмотря на позицию отдельных политиков, всё свидетельствует о сохранении понятной, прогнозированной позиции Великобритании в международных отношениях.
Виз не будет

Brexit может осложнить получение Украиной безвизового режима с ЕС?

— Мы рассчитывали, что ещё до летних каникул этот вопрос будет поставлен в Европарламенте. И все предварительные переговоры свидетельствовали, что никаких технических препятствий для голосования не осталось. Мы готовы пригласить министров иностранных дел всех стран ЕС, чтобы они убедились, что все требования для получения безвизового режима Украина выполнила.

Но дело в том, что европейские страны начали говорить о более жёстком режиме приостановки безвизового режима, который распространялся бы на все третьи страны. Насколько я понимаю, уже сформировано видение такого механизма, теперь его надо будет рассмотреть в Европарламенте. А Великобритания, напомню, не входила в Шенгенскую зону.

Новые сроки предоставления Евросоюзом безвизового режима для Украины хоть как-то очерчены?

— Мы рассчитываем, что это произойдёт в начале осени, когда Совет ЕС должен принять соответствующее решение. Но теперь, после британского референдума, часть человеческих ресурсов в структурах ЕС станет отвлекаться на разработку механизма выхода Соединённого Королевства из Евросоюза. Это может привести к небольшой отсрочке, но я не вижу никаких причин, из-за которых мы не получим безвизовый режим в этом году.

Может быть, в Европе просто нет политической воли предоставлять нам безвизовый режим? Ведь даже в Украине некоторые политики утверждают, что "нас там никто не ждёт" и евробюрократы просто придумывают новые поводы, чтобы отложить решение.

— Дискуссия о механизме приостановления безвизового режима касается не только Украины, но и всех стран, которым будет предоставляться или уже предоставлен безвизовый режим с ЕС (Грузия, Турция, Косово и т. д.). Эту дискуссию спровоцировали те миграционные волны, с которыми пока Евросоюз не может успешно справляться. Это точно не связано с одной Украиной.

Нидерландский вопрос

После Brexit должна разморозиться история с нидерландским референдумом, на котором большинство граждан проголосовали против подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Какой выход в итоге будет найден: внесение правок в соглашение, его ограниченное применение, ещё что-то?

— Выход должно предложить правительство Нидерландов, и надо, чтобы он устраивал Евросоюз, Украину и сами Нидерланды. Консультации продолжались всё это время. Наша позиция чёткая: мы не видим никакой возможности пересмотра Соглашения об ассоциации и положений о зоне свободной торговле, её переподписания, перератификации и т. д. И европейские партнёры с этим согласны. Возможно, Нидерланды смогут ограничить своё участие в соглашении в той его части, в которой регулируются двухсторонние отношения Украины и каждой отдельной страны ЕС.

Насколько договорённости по зоне свободной торговли выполняются в целом? Украинский производитель уверенно заходит на европейские рынки?

— Экспорт в страны ЕС — примерно 40% всего нашего экспорта. До подписания соглашения этот показатель был примерно на уровне 30%. Но надо понимать, что на изменения структуры украинского экспорта повлияли ещё и действия России, потеря российских рынков, сложности с транзитом наших товаров через территорию РФ. Импорт из ЕС составляет около 47%, раньше было около 30%, вышеупомянутые факторы тоже повлияли на смену структуры импорта.

Сейчас украинские производители наиболее активно используют 20 квот экспорта в ЕС с нулевой пошлиной, половина из них в этом году уже полностью использована на такие товары, как соки, мёд, сахар, кукуруза и другая сельхозпродукция. Но экспорт этой продукции продолжается уже сверх объёмов квот.

К тому же соглашение о ЗСТ это далеко не только квоты с нулевой пошлиной. Наши производители активно получают сертификаты EUR.1, которые дают возможность экспортировать в том числе и технологичную продукцию, утюги, трамваи и т. д. В целом мы сейчас активно обсуждаем более быструю либерализацию доступа к рынкам друг друга, в частности в секторе промышленных товаров.

Европейцы заходят на наши рынки медленнее, чем украинцы на рынки ЕС, хотя некоторые квоты они уже начали использовать. Наличие европейских товаров на полках наших супермаркетов будет стимулировать конкуренцию, а некоторым отечественным бизнесам придётся отказаться от привычной чрезмерной доходности. Покупатель в любом случае выигрывает — и в плане цены, и в плане качества.

НАТО нам поможет

Чего Украине ждать от июльского саммита НАТО в Варшаве кроме очередных уверений в поддержке?

— Надо понимать, что поддержка Украины в мире не даётся априори. Это результат огромной работы. На комитете Украина — НАТО на уровне министров обороны был предварительно согласован комплексный пакет помощи нашей стране, который должны утвердить на саммите. Кроме уже работающих программ, будет создан трастовый фонд, из которого будет финансироваться разминирование освобождённых территорий Донбасса. Также планируется создать платформу противодействия гибридной войне с использованием украинского опыта и западных наработок в разных сферах. Нам будут помогать с системой стратегических коммуникаций, с проведением тренингов и учений и т. д.

Но больше всего от наших западных партнёров мы ждём поставок оружия, в том числе летального.

— НАТО как Альянс не может нам предоставлять оружие, только его отдельные члены. Потому этот вопрос на саммит выноситься не может. Мы ждём поставок нелетального оружия из США (в частности, радаров), американские и канадские тренеры продолжают готовить наших военных на нескольких полигонах. А решение о поставках летального вооружения должна принять исполнительная власть США, но у меня есть сомнения, что это может случиться до их президентских выборов этой осенью.

Санкции надолго

ЕС с 1 июля продлил санкции против России, но в ряде стран — членов Евросоюза говорят, что через полгода вряд ли их оставят в силе. Как Украина будет убеждать европейцев не ослаблять санкции?

— Несмотря на политические дискуссии внутри некоторых европейских стран, надеемся на ответственное решение, которое будет свидетельствовать о солидарности и единстве ЕС с Украиной, об уважении к международному праву. К сожалению, сейчас очень сложная ситуация на линии соприкосновения в Донбассе. Каждый день мы видим увеличение количества обстрелов с оккупированных территорий, по сути, со стороны российских войск, которые там находятся. Гибнут наши солдаты, много раненых. Мы далеки от иллюзий, что ситуация может легко измениться. Условий безопасности для возможности рассмотрения политических вопросов нет. Если Россия и дальше будет продолжать вести себя так же вместе с марионетками на оккупированных территориях, и дальше не будет выполнять своих обязательств, то, думаю, это будет убедительным аргументом для наших партнёров продлить санкции. Со своей стороны будем предоставлять им достоверную информацию о ситуации в Донбассе. Надеюсь, нас услышат в ЕС.

Джерело